Сафарова И.А., Кунгурцева С.А.

К ИЗУЧЕНИЮ  ЗАСТРОЙКИ  ЮГО-ЗАПАДНОЙ  ЧАСТИ ЗАТЬМАЦКОГО ПОСАДА г. ТВЕРИ В XV-XVI вв.

(по материалам исследований 1997-2005 гг.)

Масштабные археологические работы на территории Затьмацкого посада г.Твери создали необходимую информационную базу для исследований застройки этой части города в средневековый период. Как известно, современная планировка данного района существует с конца XVIII столетия [1]. Для реконструкции дорегулярной застройки посада необходимо использовать результаты полевых археологических исследований, особенно полученные при раскопках широкими площадями, когда выявляются не отдельные комплексы, а вся система застройки какого-то участка. Некоторые опубликованные работы по реконструкции средневековой застройки Затьмачья основаны именно на таких археологических материалах [2, 3].

Настоящее исследование посвящено изучению застройки юго-западной части Затьмацкого посада. Важнейшим топографическим репером на данном участке является церковь Белой Троицы. О существовании деревянного храма на этом месте известно с конца XV века [1, с. 76]. Каменный собор был сооружен в 1564 году на средства московского «введенца» Тушинского Г.А. и тверского купца Лямина П.Д. В писцовой книге 1685 года вблизи церкви упоминается двор Г. Тушинского с мыльнями и поварнями [4]. Г.А. Тушинский завещал церковь и все свое имущество Троице-Сергиеву монастырю. Участок этот принадлежал монастырю и в XVII веке [5].

В данной работе использованы материалы археологических исследований на площади около 2000 м2, проведенных в 1997 – 2005 годах на прилегающих к ц. Белой Троицы улицах – Бебеля, Троицкой, Достоевского и по пер. Трудолюбия[1]. Приведем краткую характеристику привлеченных археологических объектов (Рис. 1).

Раскоп № 68 (2003 год) располагался на пересечении улицы Бебеля и пер. Трудолюбия, на участке строительства частного жилого дома (. Общая исследованная площадь составила 562 м2. В границах раскопа обнаружена жилая застройка средневекового периода. В 2004 году от построенного на месте этого раскопа жилого дома был проложен газопровод, траншея которого исследовалась раскопом (общая длина траншеи – около 200 м, при ширине – 2 м, исследована площадь в 444 м2). На участке траншеи, по ул. Бебеля, обнаружено три постройки с заглубленными в материк подклетами. На остальных участках траншеи средневековой застройки не выявлено. На территории, примыкающей к церкви Белой Троицы, выявлены остатки кладбища XVI-XVIII вв. В 2003 году сотрудником ТГОМ А.Н. Пичугиной проведены работы на траншее канализации к трапезной ц. Белой Троицы. Длина траншеи составила 95 м, глубина – от 1,4 до 2,4 м. В процессе зачистки и фиксации стенок траншеи, на участках, не затронутых перекопами современных коммуникаций, выявлены остатки заглубленных в материк (подпольных) частей 10 построек XV-XVI вв. В 2005 году, по адресу ул. Достоевского, 38, раскопан участок, отведенный под строительство жилого дома, площадью 528 м2 (раскоп № 76). На раскопе зафиксированы частокольные канавки, датированные XV-XVI вв. Жилой застройки того же периода не обнаружено. На раскопе № 35, площадью около 270 м2 (1997 год), на пересечении ул. Троицкой и пер. Трудолюбия, исследована часть постройки XV-XVI вв. с заглубленным подклетом[2].

Хронологические рамки настоящего исследования ограничены периодом XV-XVI вв. Более ранние материалы (второй половины – конца XIV века), как и более поздние (XVII-XVIII вв.) немногочисленны и не позволяют предложить достаточно обоснованных реконструкций. В конце XVIII-XIX вв. проведена регулярная перепланировка Затьмачья.

Проведенные археологические работы позволили получить представление о первоначальном, естественном рельефе данного участка, который к настоящему времени претерпел значительные изменения. Отсчет глубины залегания поверхности материка на различных объектах приведен к  единому реперу, за который принята точка на уровне современной дневной поверхности у д. № 40  по ул. Бебеля, которая соответствует отметке 130,7 м в Балтийской системе высот.

На пересечении ул. Бебеля и переулка Трудолюбия поверхность материка располагалась на глубине от 80-90 см до 120-130 см от современной дневной поверхности (129,9-129,4 в Балтийской системе высот). Отмечено существование ровной возвышенной площадки, от которой фиксировалось плавное понижение (на 30-40 см) к северо-востоку. Причем, поверхность материка на самой высокой точке данной площадки находилась практически сразу под дорожным покрытием XX века, что позволяет предположить искусственную подрезку материка и лежащих на нем культурных отложений.

От этой возвышенности, в направлении к юго-востоку, естественный рельеф материка плавно понижается (на 10-30 см), а в 40 м от ц. Белой Троицы вновь начинается повышение. Самая высокая точка зафиксированного всхолмления отмечена в траншее газопровода к северо-востоку от храма. Она на 70 см выше верхушки первой возвышенности (и составляет 130,6 м в Балтийской системе). На этом месте материковые отложения располагались сразу под мостовой XIX века, при укладке которой, вероятно,  также были подрезаны, что позволяет предполагать еще большую высоту данного холма.

В траншее канализации, которая располагалась к югу и юго-западу от церкви Белой Троицы, материк фиксировался на отметках около -130-150 от общего репера (129,4 – 129,2 в Балтийской системе). Относительно вершины холма, которая находилась к северо-востоку от церкви, данный участок располагается примерно на 100-120 см ниже. Причем, в границах траншеи отмечено небольшое (примерно на 20 см) понижение материка к северо-западу.

На раскопе № 76 по улице Достоевского (в 90 м к югу от церкви) отметки поверхности материка оказались самыми низкими. Они соответствуют уровню – 199 – 245 см от выбранного репера (128,7-128,2 в Балтийской системе). Причем, существенное (на 40-50 см) понижение к югу, к пойме реки Тьмаки наблюдается и в границах раскопа (на расстоянии в 40 м).

В результате проведенного анализа удалось выявить две возвышенности, которые, вероятно, существовали в древности и повлияли на характер застройки этой части посадской территории. Одно всхолмление располагалось в районе пересечения улицы Бебеля и пер. Трудолюбия. Другой холм, более высокий, находился на пересечении пер. Трудолюбия и ул. Троицкой. Его вершина располагалась к северо-востоку от существующей церкви Белой Троицы, а к югу, юго-западу отмечен склон.

Результаты охранных работ свидетельствуют о существовании на исследованной территории в течении XV-XVI вв. двух участков с довольно плотной застройкой.

Материалы раскопа № 68 [6] позволяют отнести появление застройки в северной части изученного участка, на относительно ровной возвышенной площадке, к  началу - первой половине XV века (Рис. 2). С этим периодом связано 7 жилых комплексов (постройки № 2, 3, 4-8), некоторые из которых существовали, вероятно, одновременно, другие сменяли друг друга через одно или два десятилетия. Скопление построек, связанных с одной усадьбой, зафиксировано в восточной части раскопа (постройки № 4-8). Два других комплекса раннего времени располагались отдельно. Уже в ранний период наблюдается определенная планировка жилых строений: они размещаются в ряд, на расстоянии  3-4 м друг от друга, по линии с азимутом 560, что близко современной планировке квартала. Все постройки имеют общие конструктивные особенности: они наземные срубные, с заглубленными в материк (примерно от 1 до почти 2 м) подклетами. Стены подклетов были столбовыми или срубными.

С ранним периодом связано также несколько сооружений – частоколов (сооружения № 1, 4, 7), которые располагались  по линии северо-запад – юго-восток. Наиболее протяженный частокол зафиксирован в северной части исследованного участка, там, где жилой застройки в указанный период не было. Другие частоколы (№ 1, 7), сохранившиеся частично, располагались вблизи жилых строений.

Следующий период строительной деятельности на участке, который датируется второй половиной – концом XV века продолжал традиции предшествующего (Рис. 3). Сохраняется расположение построек в ряд. На том месте, где зафиксировано несколько сменяющих друг друга комплексов раннего периода, отмечено появление еще одного строения (постройка № 9). В южной части участка новые постройки занимают другие места, в непосредственной близости от размещения ранних комплексов (постройки № 1, 14), но с небольшим смещением к западу, в ту сторону, где ранее застройки не было.

Данный период характеризуется появлением крупного частокола на западной границе исследованного участка (сооружение № 8). Его направление полностью совпадает с установленным еще для раннего периода расположением построек, близким к современной планировке.

Все постройки данного периода погибли в пожаре.  Невозможно установить, произошло это одновременно или на протяжении какого-то достаточно короткого временного промежутка. Но это бедствие привело к определенному изменению характера застройки на участке, что проявилось в последующий период.

В конце XV -  первой половине XVI вв. застройка участка смещается к северу (Рис. 4). Лишь одна постройка этого времени находится на месте более древних комплексов.  Два других жилых комплексах зафиксированы севернее, там, где ранее застройки не было (постройки № 13 и 16).  С этими комплексами связаны частоколы (сооружения № 2, 3, 5, 9), которые, вероятно, разделяют отдельные усадьбы. В южной части исследованного участка застройки в данный период не зафиксировано.

Не отмечено изменений в конструктивных особенностях исследованных построек, по сравнению ранним периодом.

Постройки второй половины XV- первой половины XVI в., синхронные двум последним строительным периодам, выявленным в материалах раскопа № 68, обнаружены в траншее газопровода по ул. Бебеля и на пересечении ул. Бебеля и пер. Трудолюбия. Расположение жилых комплексов на данном участке свидетельствует об освоении всей удобной для застройки площадки на отмеченном естественном возвышении. Огороды усадеб располагались, по – видимому, там, где фиксировалось небольшое понижение – склон холма. Вся застройка, судя по расположению построек и частоколов, ориентирована на единую линию, близкую расположению современной улицы Бебеля.

В траншее газопровода по переулку Трудолюбия, там, где фиксируется небольшое понижение местности, обнаружены остатки частоколов XV-XVI вв., которые, вероятно, фиксировали границы усадеб. Эти сооружения ориентированные по линии север-юг (азимут 0) были, вероятно, связаны с усадьбами, которые находились не севернее, а южнее данного участка.

Активное освоение под жилую застройку возвышенности, на которой находится церковь Белой Троицы, началось в XV веке. Постройки этого периода, зафиксированы в траншее канализации к юго-западу от церкви. По данным А.Н. Пичугиной, на протяжении этого столетия существовали 4 постройки (№ 1А,2,2а,3а) с незначительно заглубленными (50-90 см) подклетами или подпольными ямами. Они погибли в пожаре. Эти ранние комплексы концентрируются на одном, северном участке траншеи. Более поздние комплексы (№ 3,3б,4,56) датированы автором работ XV-XVI вв. В некоторых случаях отмечена преемственность в размещении построек: поздние комплексы сменяют более ранние на одном и том же месте. Кроме того, зафиксировано небольшое расширение площади застройки к югу. В южной части траншеи (на отрезке 81-85 м) обнаружен комплекс, который по своим конструктивным особенностям отличается от ранних построек. Постройка имела заглубленный в землю до 160 см подклет, стенки которого сохранили следы деревянной обкладки [7, с.27]. К сожалению, поздние перекопы не позволили выявить остатки средневековых комплексов на остальных участках траншеи. Но даже то, что удалось зафиксировать, свидетельствует не только о концентрации построек к югу и юго-западу от церкви, но и предполагает существование определенной линии, вдоль которой была ориентирована застройка участка. Если учитывать размещение постройки XV-XVI вв. на раскопе № 35 (к юго-востоку от исследованной траншеи канализации), то можно предположить, что все комплексы размещалась приблизительно по линии запад-восток с небольшим отклонением к югу (азимут 60-700). Огороды этих усадеб находились южнее, о чем свидетельствуют материалы охранных работ 2005 года.

В 100 м к югу от церкви, на  раскопанном участке, где зафиксировано значительное понижение к пойме р. Тьмаки, обнаружены остатки частоколов (в виде заглубленных в материк канавок), которые, вероятно, разделяли усадьбы XV-XVI вв. Две частокольные ограды, сооруженные в направлении север-юг (на расстоянии – 12-12,5 м друг от друга), служили западной и восточной границей одного участка. Другие частоколы отмечали, вероятно, южные границы  разных усадеб или служили для каких-то иных хозяйственных целей.

К северо-востоку и востоку от церкви Троицы застройки XV века не обнаружено. Небольшая мощность культурного слоя, вероятно, огородного, а также зафиксированные ямы свидетельствуют, что на этом месте находилась хозяйственная периферия усадеб. С XVI века эту территорию занимает кладбище, границы которого постепенно (к XVII-XVIII вв.) расширяются к юго-востоку.

Таким образом, концентрация построек XV-XVI вв. отмечена на сравнительно ровных участках естественных возвышенностей с достаточно высокими отметками (от 129,9 до 129,2 м в Балтийской системе). Огороды находились на более низких отметках (от 129,6 до 128,2 м в Балтийской системе). Закономерности в расположении жилых комплексов фиксируют вероятное направление двух разных средневековых улиц. Трасса одной проходила примерно в 150-160 м к северу, северо-западу от существующего храма Троицы и была ориентирована по линии юго-запад – северо-восток (с азимутом около 500). Другая улица находилась южнее церкви и имела другое направление (почти по линии запад – восток, с азимутом 60-700).

На реконструированном по писцовым книгам XVII - начала XVIII века А.С. Щенковым плане [8], на изученном участке посада отмечены трассы двух улиц. К северу от церкви, по мнению автора, располагалась Введенская улица, к югу – Троицкая. Ранний глазомерный план г. Твери – безмасштабный «Абрис г. Твери», скопированный Иваном Ярцевым с чертежа неизвестного автора (первая половина XVIII века) [9] схематично фиксирует расположение на исследованном участке посада, около ц. Троицы, двух крупных улиц, одна из которых находится к северу от этой церкви, другая – к югу.

Таким образом, предложенная картина застройки участка по археологическим материалам, достаточно близка реконструкции, проведенной по письменным и графическим источникам. Это создает надежную базу для дальнейших работ по восстановлению исторической топографии Затьмачья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская обл. Ч.1 М., 2002;

2.     Олейников О.М. Новые материалы по исторической топографии бывшего Затьмацкого посада г. Твери // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 2. Тверь, 1997, с. 179-186;

3.     Сафарова И.А., Кобозева Е.В., Кобозев Ю.А., Сафаров А.Р. Опыт реконструкции древнего рельефа и исторической застройки одного из участков Затьмацкого посада города Твери // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 14. Великий Новгород, 2000, с.332-342.

4.     Овсянников Н.Н. Тверь в XVII веке. Тверь. 1889.

5.     Виноградова Е.А, Виноградов А.Д. Тверь конца XVI - начала XVIII века. Тверь, 2002.

6.     Сафарова И.А. Отчет об охранных археологических исследованиях на территории Затьмацкого посада г. Твери в 2003 году (ул. Бебеля, 38. Раскоп № 68). Тверь. 2004 г.// Архив ИА РАН.

7.     Пичугина А.Н. Отчет об охранных археологических исследованиях на участке прокладки канализации к трапезной собора «Белая Троица» на территории бывшего Затьмацкого посада г. Твери в 2003 году. Тверь. 2004 г. // Архив ИА РАН.

8.     Щенков А.С. Опыт реконструкции плана Твери конца XVII в.//Архитектурное наследство. 1980. Вып.28, с. 29-36.

9.     Соколов И.И. План г. Твери 1-й четверти XVIII века // Из истории Калининской области. Калинин, 1964, с. 174-193.

 

Тверской научно-исследовательский

историко-археологический и реставрационный центр

Тверь

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИА РАН

Институт археологии Российской Академии наук

М.

Москва

ТГОМ

Тверской государственный объединенный музей

 

 

 

 

 



[1]           Автор благодарит А.Н. Пичугину и В.Н.Хохлова за любезное разрешение использовать неопубликованные материалы.

[2]           Автор работ – сотрудник ООО «Тниир-Центр» - В.Н.Хохлов.