Печать
Категория: Статьи по средневековому стеклу
Просмотров: 2155

Сафарова И.А.

СТЕКЛЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ РАННИХ КОМПЛЕКСОВ РАСКОПА № 14  В  ТВЕРСКОМ КРЕМЛЕ

 

В результате многолетнего изучения стеклянных изделий из раскопок Твери установлен их основной набор, выявлены особенности морфологии, технологии и химического состава таких категорий стеклянных украшений как браслеты, бусы, перстни [1, с. 68-74; 2].

Среди различных аспектов изучения стеклянных браслетов исследователей постоянно интересуют вопросы хронологии. Н.В. Жилина, анализируя материалы нескольких своих раскопов на территории Тверского кремля, установила, что уже в 80-90-е годы XII века браслеты в Твери получают массовое распространение, пик их распределения приходится на первую треть XIII века [3, с. 69-70]. На основании сравнения полигонов распространения браслетов в Новгороде, Торжке и Твери П.Д. Малыгин датировал древнейший слой раскопа 1983 года на территории Тверского кремля (автор работ – Н.В. Жилина) второй четвертью-серединой XIII века [4, с. 149-150]. Наблюдения за распределением браслетов на раскопах № 3 и № 9 в Тверском Кремле позволили автору настоящего исследования отнести появление браслетов в Твери к последней трети XII века [5, с. 218-225].

 Материалы раскопа № 14 в Тверском кремле, исследованного М.Е. Нестеровой в 1998 году[1], существенно дополняют сложившиеся представления о хронологии браслетов из раскопок Твери. Автор работ датировала предматериковые отложения двух участков  этого раскопа (№ 1А, 1Б) началом - первой половиной XII века. Более поздние комплексы, располагавшиеся над предматериковым слоем, отнесены соответственно ко второй половине XII – началу XIII века. Среди них  -  постройки №№ 18, 19, 20, а также несколько материковых ям (№№ 11, 12, 16, 245, частокольная канавка № 1) [6, с. 199-206]. Именно с этими комплексами связаны находки стеклянных украшений, среди которых 37 браслетов, 4 бусины и один перстень. Эта выборка изделий из стекла является объектом настоящего исследования [2].

Цель работы – морфологическая и технологическая характеристика изделий и интерпретация этих данных в свете существующих представлений о стеклянных изделиях Твери древнерусского периода.

Судя по  стратиграфии, к наиболее ранним стеклянным украшениям, найденным на  раскопе № 14 (уч. № 1А,Б), следует отнести 3 браслета из верхней части предматерикового слоя. Из прослоек, связанных с постройкой №18, происходят 7 браслетов, перстень и бусина. К постройке №19 относятся находки двух браслетов. Бусина и 6 браслетов найдены в прослойках, расположенных между постройками №№18 и 19. Наиболее представительная группа стеклянных изделий обнаружена в заполнении постройки №20: десять фрагментов браслетов и одна бусина. Из небольших материковых ям того же хронологического периода происходят еще 9 браслетов и бусина.

Несмотря на малочисленность анализируемой выборки стеклянных изделий, ее достаточно для получения полной информационной характеристики той генеральной совокупности, которую она представляет.

Браслеты в исследованной выборке представлены 37 экземплярами. Из них 15 экз. – мелкокрученых, т.е. имеющих в сечении многочастную розетку (40,5 %, в доверительных интервалах 22,1-51,2), 8 крученых (21,6 %, в доверительных интервалах 7,3-31,8), 14 гладких круглых (и овальных) в сечении (37,8 %, в доверительных интервалах 19,8-48,6) (Таблица 1).  Рубчатых и витых браслетов в данной выборке нет.  

Среди изученных присутствуют  браслеты семи цветовых тонов[3]. Визуально выделенные тона дополнены определением цвета стекла в тонком сколе. Изделия, имеющие в тонком сколе темно-оливковый и темно-зеленый цвет, объединены в группу черных украшений. Они составляют более 60 %  (23 экз.) данной выборки. Гораздо меньше среди исследованных желтых (16,2 % - 6 экз.) и зеленых (13,5 % - 5 экз.) браслетов. Синие, сине-фиолетовые и фиолетовые представлены единичными экземплярами. Полностью отсутствуют в данной выборке украшения коричневого (красно-коричневого, красно-оранжевого, оранжевого, бежевого), сине-зеленого и близкого к нему бирюзового цвета (Таблица 2).

Среди исследованных браслетов мало прозрачных (9 экз. - 24,3 %). К полупрозрачным можно отнести темно-оливковые и темно-зеленые браслеты (они прозрачны только в тонком сколе), которых в данной  выборке большинство (23 экз.- 62,2%). Все исследованные зеленые наручи - непрозрачные (всего 5 экз.-13,5 %) (Таблица 3).

В изученной  выборке сравнительно много декорированных браслетов, перевитых одной или двумя желтыми нитями (14 экз.- более 40 %, в доверительных интервалах 19,8-48,6) (Таблица 4).

По данным М.Д Полубояриновой, в Новгороде мелкокрученые браслеты представляют собой форму, наиболее распространенную в  30-70-е годы XII века (18-19 ярусы Неревского  раскопа) [9, с. 173]. Браслеты разных форм, перевитые стеклянными нитями,  наиболее многочисленны в это же время [9, с. 172, таблица 2]. Черные браслеты в Новгороде составляют в тот же период около половины всех браслетов. Позднее их количество значительно уменьшается (на уровне 16-17 ярусов их доля составляет 30 %)[9, с. 176, таблица 4].

Таким образом, особенности морфологии браслетов исследованной выборки раскопа № 14 (уч.1А,Б) в Тверском Кремле - преобладание мелкокрученых наручей, большая доля декорированных изделий, а также цветовая гамма - сближают ее с новгородскими материалами второй трети XII века.

Технологическая характеристика стеклянных изделий складывается из двух составляющих: техники изготовления и химического состава стекла. Браслеты исследованной выборки изготовлены по двум технологическим схемам, в основе которых лежит наборка жидкого стекла на конец инструмента. Крученые и мелкокрученые браслеты получены путем перекручивания и вытягивания на весу рифленой заготовки и ее последующего обертывания. Таких браслетов в изученной коллекции большинство (23 экз.-62,2%, в доверительных интервалах 41,7-70,5). Гладкие круглые браслеты изготовлены вытягиванием на весу наборки стекла, без дополнительного формования. В представленной выборке таких браслетов всего 14 экз. (37,8 %, в доверительных интервалах 19,8-48,6). Таким образом, данная коллекция характеризуется преобладанием технологически сложных изделий (мелкокрученых и декорированных).

Специальных исследований химического состава браслетов изученной выборки не проводилось. Но в нашем распоряжении имеются данные о составе другой выборки тверских браслетов, среди которых встречены экземпляры, по морфологии, технике изготовления и сохранности сходные с изученными ранними экземплярами из материалов раскопа № 14 (уч.1А,Б) (Кремль) [2]. Оливковые (темные) и темно-зеленые браслеты из раскопок Твери изготовлены из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, окрашенного окисью железа. Причем, окраска стекла в данном случае является результатом не целенаправленных усилий стеклоделов, а объясняется присутствием железа в сырьевых материалах (песке) и неумением избавится от его красящего эффекта путем добавления обесцвечивателя или изменения режима варки. Желтые браслеты (калиево-свинцово-кремнеземного стекла) также не имеют специального красителя, а цвет получен за счет красящих свойств окиси свинца. Зеленые и фиолетовые стекла рассмотренной коллекции, вероятно, получены из стекла того же состава, но с применением в качестве красителей окисей меди и марганца. Среди синих стеклянных браслетов из раскопок Твери встречены экземпляры, изготовленные из стекол двух классов: калиево-свинцово-кремнеземного (окрашены окисями меди и марганца), а также натриево-кальциево-кремнеземные, цвет которых получен с помощью окиси кобальта. Все сине-фиолетовые браслеты Твери изготовлены из натриево-кальциево-кремнеземного стекла и окрашены окисью кобальта.

Таким образом, в исследованной выборке, безусловно, преобладают браслеты калиево-свинцово-кремнеземного стекла и, вероятно, присутствуют единичные экземпляры браслетов натриево-кальциево-кремнеземного стекла.

На происхождение изделий из стекла (в том числе браслетов) указывает морфология, технология и химический состав материала. В соответствии с гипотезой Ю.Л.Щаповой о школах в стеклоделии [10, с. 14], в изученной выборке, вероятно, присутствуют изделия различного происхождения.

Большинство браслетов исследованной выборки изготовлено, по нашему  мнению, в Киеве. Массовое производство браслетов калиево-свинцово-кремнеземного стекла начинается в Киеве приблизительно с 30-х годов XII века, но в первой половине столетия их еще мало. Заметный рост находок этих браслетов в Новгороде ощущается с середины – третьей четверти XII века (это так называемый первый киевский ввоз). Причем, среди браслетов этого времени преобладают неокрашенные экземпляры (что видно при сравнении коллекции Новгорода и Изяславля). Позднее, в конце XII-первой трети XIII века, перед монгольским нашествием, киевские стеклоделы производили украшения, в основном, из цветного стекла (фиолетового, бирюзового и синего)[11, с. 86-87]. О столичном происхождении изученных браслетов свидетельствует и преобладание изделий сложных технологических схем (крученых, а также украшенных перевитьем).  Анализ морфологических и технологических характеристик браслетов данной выборки позволяет отнести время ее формирования к середине – третьей четверти XII века, что согласуется с датировкой предматерикового слоя и ранних комплексов участков №1А и №1Б раскопа № 14, предложенной автором раскопок.

Среди изученных изделий импортными можно признать два крученых (синий и сине-фиолетовый) браслета из заполнения постройки №20. Произведены они, вероятно, в Византии или в греческих мастерских в Киеве, которые, по мнению Ю.Л.Щаповой, существовали с середины XI до 70-80-х годов XII века [12, с. 227]. В Твери известны находки византийских браслетов, поэтому данное предположение вполне вероятно. Византийские браслеты, по форме и цвету аналогичные найденным на раскопе № 14 (уч.1Б) в Кремле, встречаются в XII-XIII вв. Пик их распространения приходится на конец XII века [10, с. 105].

Бусы в рассмотренной коллекции представлены единичными экземплярами (4 экз.). Все они разных видов. Из верхней части заполнения постройки № 20 происходит округлая шаровидная усеченная дважды (зонная) бусина оливкового полупрозрачного стекла, изготовленная индивидуальной навивкой. Сходство по цвету и прозрачности стекла с браслетами, найденными в том же комплексе, позволяет отнести ее к продукции киевских мастерских раннего периода (не позднее третьей четверти XII века).

 В прослойке между постройками №19 и №18 найдена округлая шаровидная усеченная дважды (зонная) бусина зеленого непрозрачного стекла. Эта бусина получена из навитой трубочки. Техника изготовления и сохранность стекла (имеющего белый налет) позволяют предположить, что это импортное изделие, возможно, византийского происхождения  [10. с. 156][4]. Период бытования византийских бус на территории Руси конец X – начало – первая половина XII века [10, с. 159]. Белый бисер (мелкая бусина зонной формы) из постройки №18, имеет аналогии в курганных древностях XI-XII вв. Ржевского Поволжья (курганная группа Суходол)[13]. Возможно, эти две бусины попали в исследованный комплекс из более ранних отложений культурного слоя.

Фиолетовая округлая шаровидная усеченная дважды (зонная) бусина прозрачного стекла, имеющая древнерусское происхождение, датируется по новгородским аналогиям XII-первой половиной XIII века [14, с. 169].

Единственный перстень коллекции (плосковыпуклый, фиолетового цвета) имеет аналогии в новгородских древностях начала XII - первой трети XIII века [15, с. 111, таблица 3].

В целом изучение коллекции стеклянных украшений из ранних комплексов раскопа № 14 (уч.1 А, Б) в Тверском Кремле позволяет считать, что  рассмотренная выборка изделий сформировалась не позднее третьей четверти XII в.

 Полученные выводы не противоречат материалам других тверских раскопов. На участке 1 раскопа № 9 (Кремль) в слое, предшествовавшем времени сооружения постройки 18, имеющей дендродату 1181 год, обнаружены 2 стеклянных браслета - крученый зеленый темный и крученый синий калиево-свинцово-кремнеземного стекла [15, с.133]. На раскопе № 2 (Затьмацкий посад) в  ранних комплексах, датируемые по стратиграфии и находкам XII – первой половиной XIII века, обнаружены мелкокрученые черные (в тонком сколе - оливковые и зеленые темные) браслеты, а также круглые гладкие желтые с перевитьем и крученые синие [16, с.62-63].

Представленные материалы из ранних комплексов раскопа № 14 (уч. 1А и 1Б) на территории Тверского Кремля позволяют уточнить время появления стеклянных браслетов в Твери и, таким образом, дополнить представления о формировании ранних отложений культурного слоя города. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дашкова (Сафарова) И.А. Украшения из стекла древней Твери // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Том 2. Славянский средневековый город. М., 1997, с. 68-74.

2. Сафарова И.А. Новые материалы по химическому составу тверских стекол // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 5, 2003, с. 159-178.

3. Жилина Н.В. Материальная культура Твери (по раскопкам 1979-1984 гг.) // Социально-экономическое развитие древних обществ и археология. М., 1987, с.69-75.

4. Малыгин П.Д. Тверь и новоторжско-волоцкие земли в XII-XIII вв. // Становление европейского средневекового города. М.,1989, с. 149-158.

5. Дашкова (Сафарова) И.А. Стеклянные браслеты древней Твери (вопросы хронологии и происхождения) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1997. Вып.2, с. 218-225.

6. Нестерова М. Е. Отчет об охранных исследованиях на территории Тверского Кремля в 1998 году (раскоп 14, участок 1Б). Том II // Архив ИА РАН, ф. Р-1.

7. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. М., 1956.

8. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М., 1972.

9. Полубояринова М.Д. Стеклянные браслеты древнего Новгорода //  Новые методы в археологии. Труды Новгородской археологической экспедиции. Т.III. МИА, № 117, 1963, с. 164-181.

10. Щапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки истории. М., 1998.

11. Щапова Ю.Л. Стеклянные браслеты Изяславля // Культура Средневековой Руси. Л., 1974, с. 85-87.

12. Щапова Ю.Л. Результаты спектрального анализа стеклянных изделий, найденных при раскопках в Московском Кремле // Приложение к статье: Латышева Г.П. Торговые связи Москвы в XII-XIV вв. МИА, № 167, Древности Московского Кремля. М., 1971, с. 227.

13. Сафарова И.А. Бусы в составе погребального инвентаря (по материалам курганной группы Суходол) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 5, Тверь, 2003, с.27-40.

14. Щапова Ю.Л. Стеклянные бусы древнего Новгорода // Труды новгородской археологической экспедиции. Т.I. МИА, № 55, 1956, с. 164-179.

15. Щапова Ю.Л. Стеклянные изделия древнего Новгорода // Новые методы в археологии. Труды Новгородской археологической экспедиции. Т.III. МИА, № 117, 1963, с. 104-147.

16. Хохлов В.Н. Отчет о раскопках в Тверском Кремле в 1993 году. Том II // Архив ИА РАН, ф. Р-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.  Форма и цветовая гамма браслетов  ранних материалов коллекции раскопа № 14 (Кремль)

 

Форма

Цвет

Оливковые (и темно-зеленые)

Желтые

Зеленые

Синие

Фиолето-

вые

Гладкие круглые и овальные

7

6

2

 

1

Крученые

16

 

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Цветовая гамма браслетов ранних материалов коллекции раскопа № 14 (Кремль)

 

Цвет стекла

Кремль (раскоп 14, уч.1А, Б) (экз.-%)

Доверительные интервалы

Черный (оливковый и темно-зеленый)

23 (62,2%)

41,75-70,54

Желтый

6 (16,2%)

3,75-25,62

Зеленый

5 (13,5%)

2,10-22,38

Синий

1 (2,7%)

0,00-7,29

Фиолетовый

1 (2,7 %)

0,00-7,29

Сине-фиолетовый

1 (2,7%)

0,00-7,29

Всего

37

 

 

 

 

 

Таблица 3. Прозрачность браслетов ранних материалов коллекции раскопа № 14 (Кремль)

 

Прозрачность стекла

Кремль (раскоп 14, уч.1А, 1Б)

Доверительные интервалы

Прозрачные

9 (24,3%)

9,3-34,7

Полупрозрачные

23(62,2%)

41,7-70,5

Непрозрачные

5(13,5)

2,1-22,4

Не определено

-

0-0,1

Всего

37

 

 

 

 

Таблица 4. Декор на браслетах ранних материалов коллекции раскопа № 14 (Кремль)

 

Декор на браслетах

Кремль (раскоп 14, уч.1А, 1Б)

Доверительные интервалы

Декорированные (перевитье)

14(37,8%)

19,8-48,6

Недекорированные

23(62,2%)

41,7-70,5

Всего

37

 

 

 

Тверской научно-исследовательский

историко-археологический и реставрационный центр

Тверь

 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИА РАН

Институт археологии Российской Академии наук

Л.

Ленинград

М.

Москва

МИА

Материалы и исследования по археологии СССР

ТНИИР-Центр

Тверской научно-исследовательский историко-археологический и реставрационный центр

 

 



[1] Сотрудник «ООО ТНИИР-Центр» Нестерова М.Е. исследовала  несколько участков раскопа №14 (Кремль) (уч.1А,1Б, 5).

[2] Благодарю М.Е.Нестерову за любезное разрешение использовать неопубликованные материалы.

[3] Для определений цветового тона стеклянных изделий использована шкала цветов, созданная на базе атласа Е. Б. Рабкина [7], хранится на кафедре археологии МГУ.

[4] Это предположение нуждается в подтверждении, необходим анализ состава стекла.